' Урок 2. Вставка Javascript в код сайта. Структура кода Javascript. | Шнайдер блог

Урок 2. Вставка Javascript в код сайта. Структура кода Javascript.

Теперь, когда вы уже имеете общее представление о том, что представляет JavaScript, и какова его история, самое время поговорить о структуре языка и его интеграции с кодом сайта. Сегодня вы узнаете:

  1. Что такое лексическая структура JavaScript и каковы ее нюансы, в том числе:
  1. Как вставить Javascript в код сайта;

Лексическая структура JavaScript

Прежде всего, стоит понимать, что как и любой другой язык, язык программирования имеет свой набор правил (лексическую структуру), которыми определятся: что есть лексема (единица текста, имеющая конкретно заданный смысл для интерпретатора), а что – обычный набор символов, как отделяются различные команды между собой и т. д.

Начнем с главного – с правил:

Правило 1. При написании программы необходимо использовать символы стандарта Unicode.

Это позволит вам использовать не только те символы, что имеются на вашей клавиатуре, но и те, что присутствуют в различных языках. Например, создайте новый текстовый документ, вставьте в него следующий код, после чего запустите:

<html>

<script language="JavaScript">

 var yé = "café";

var номер = 721;

var λ = "öö";

document.write(yé + "<br>" + номер + "<br>" + λ);

</script>

</html>

В итоге вы получите следующий результат:

Правило 2: Помните, что JavaScript крайне чувствителен к регистру.

Идентичные идентификаторы, применяемые в программе,  должны быть написаны одинаково. Иными словами, если вы в одной части программы напишите switch, а в другой, скажем, Switch или SWITCH, система распознает их, как разные переменные.

Создайте новый текстовый документ  и убедитесь наглядно:

<script>

var num = 2;

var Num = 4;

 document.write("num: " + num + "<br> Num: " + Num);

</script>

А теперь поменяйте местами num и Num в строке document.write, чтобы получилось следующее:

document.write("num: " + Num + "<br> Num: " + num);

И посмотрите, что получится:

Правило 3. Не забывайте про точку с запятой.

Как предложения в обычном тексте заканчиваются точкой, так и конец задачи в программном коде JavaScript должны заканчиваться точкой с запятой. В большинстве случаев  допускается опускание «;» (т. к. программа сама интерпретирует переход к новой строке, как разделитель команд, и самостоятельно вставляет «виртуальную» «;» между ними).

Иными словами, следующие строки:

var i = 0

var n = 1

var i = 0;

var n = 1;

в программе будут эквивалентны.

Однако в случае многострочных присваиваний и вызовов подобное опускание у новичков может вызвать проблемы. Например, если запустить следующий код:

<script>

alert(11 +

12

+ 13);

</script>

При запуске мы получим вот такой результат:

В данном случае это – следствие «незавершённого выражения» (11+), конец которого JavaScript начинает искать со следующей после первой строки. В данном случае отсутствие «;» не вызывает проблем, однако так бывает далеко не всегда. Другой пример:

Попробуйте написать следующий код:

<script>

alert('Специально для ');

alert(' Shneider Host');

</script>

И заменить на:

<script>

alert('Специально для ') alert(' Shneider Host')

</script>

Поскольку  здесь 2 идущие подряд команды alert не отделены друг от друга, программа сталкивается с проблемой, как воспроизводить следующую задачу (alert(' Shneider Host')), если предыдущая (alert('Специально для ')) еще не была закончена.

Поскольку вы еще не можете сказать, что мастерски владеете JavaScript, рекомендуем в нужных местах  точки с запятой все-таки ставить. Кроме того, сегодня это (постановка «;») в большинстве крупных проектов сегодня, практически, приравнено к стандарту.

Правило 4. Не используйте запрещенные слова в качестве идентификаторов.

В лексической структуре JavaScript имеется набор так называемых keywords (ключевых слов), которые нельзя использовать в роли идентификаторов, поскольку они играют особую роль для интерпретатора. Полный список уже введенных и зарезервированных на будущее «ключей» представим в виде таблицы:

break

debugger

export

if

return

try

case

default

extends

import

super

typeof

catch

delete

false

in

switch

var

class

do

finally

instanceof

this

void

const

else

for

new

throw

while

continue

enum

function

null

true

with

 

Правило 5. Для пометок и примечаний пользуйтесь комментариями.

Довольно часто при написании кода разработчики оставляют пояснения (так называемые «комментарии») для тех, кто будет работать с ним в дальнейшем. Чтобы текст комментария игнорировался интерпретатором, перед ним обычно пишут:

// - для сообщения, вписанного в 1 строку,

/* и */  - для сообщения, вписанного в несколько строк.

Наглядно подобная структура будет иметь следующий вид:

<script>

// пример однострочного комментария

 

/* 

* Пример многострочного комментария.

* Как видите, он располагается сразу на нескольких строках

* и содержит 1-2-3 различные символы.

* Звездочки слева в этой строке и 2-х выше вставлены для красоты.

*/

</script>

Правило 6. Учитывайте область видимости.

Изначально все переменные в программе являются глобальными (применимыми для всей программы). В примере:

<script language="JavaScript">

a = 2

function go() {

a = 3

}

go()

alert(a)

</script>

Переменной «а» сначала присваивается значение «2», после чего (после выполнения function go) оно меняется на «6». И когда доходит очередь до оператора alert, на экран выводится модальное окно с последним значением, присвоенным переменной «а», т. е.  с 3.

Однако, если внутри функции возле переменной появится оператор «var», то эта переменная станет локальной – видимой лишь в рамках текущей функции, и тогда результат будет совсем иной. Попробуйте:

<script language="JavaScript">

a = 2

function go() {

var a = 3

}

go()

alert(a)

</script>

Правило 7. Упрощайте там, где это возможно.

Чем проще будет читаться ваш код, тем меньше ошибок вы допустите в процессе его создания. Со временем вы узнаете множество нюансов упрощения кода, но 2 базовых, думаем, будет уместно упомянуть уже сейчас:

При объявлении переменной, можно тут же объявить и другие переменные.

Хуже

Лучше

var a = 1

var b = 2

var str = "текст"

var a = 1, b = 2, str = "текст"

1. При написании длинных кусков кода используйте пробельные символы. С ними трудноразбираемый:

<script>

  function starLine(){for(var n=0;n<35;n++){document.write("*");}}

</script>

Превращается в куда более понятный:

<script>

  function starLine() {

    for(var n = 0; n < 35; n++) {

       document.write("*");

    }

  }

</script>

 

2. Пробельные символы игнорируются интерпретатором, поэтому их число может быть неограниченным.

Как вставить Javascript в код сайта

Теперь вы уже немного разбираетесь во всех этих загадочных «var» и «alert», осталось лишь научиться грамотно вставлять их в исходный код. Как вы могли заметить, все действия рассмотренных нами примеров ограничиваются тегами <script> и </script>. Именно с их помощью программа получает сигнал, что все, находящееся между ними написано на языке JavaScript и нуждается в соответствующей обработке. На практике это называется встроенным сценарием и выглядит так:

<html>

Это просто текст.

<br>

  <script language="JavaScript"> // - происходит переключение в режим интерпретации JavaScript

//все, указанное тут, написано на языке JavaScript

  </script> //- происходит обратное переключение

</html>

Примечание: элемент <script> можно располагать как внутри тегов  <head></head>, так и внутри  <body></body>, причем использовать в любом месте и неограниченное число раз.

Другой метод подключения называется «Внешний сценарий». В этом случае происходит подключение  JavaScript-кода, расположенного во внешнем файле. Делается это также при помощи тегов <script> и </script>, но уже следующим образом:

<script type="application/javascript" src="http://Путь_к_месту_хранения_файла_содержащего_скрипт">

</script>

При этом указанный файл должен иметь расширение .js

Примечание: если исполняемая html-страничка и подгружаемые файлы хранятся в одной папке, строчка видоизменяется следующим образом: <script src="Название_файла.js"></script>  

Попробуйте сами:

  • Создайте папку и все последующие действия выполняйте в ней.
  • Создайте текстовый файл, напишите в нем следующее: alert("Добро пожаловать!"), после чего сохраните, как myscript.js
  • Создайте текстовый файл, напишите в нем следующее: document.write("<h1>на Shneider Host</h1>"),после чего сохраните, как myscript2.js
  •  Создайте html-документ и вставьте в него следующий код:

<html>

<head>

  <meta charset="utf-8"> // кодировка Unicode

  <title>Название документа</title>

  <script src="myscript.js"></script> //подгружаем первый файл

</head>

<body>

  <script src="myscript2.js"></script> //подгружаем второй файл

</body>

</html>

  • Сохраните и запустите созданный html-документ.

Теперь вы знаете основные правила написания кода  JavaScript. В следующий раз мы поговорим о константах и переменных.


Категории


Хостинг сайтов

Популярное в категории